Рекламный баннер 990x90px bantop
ЕЛЯН - БАШКИРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ВЕРХНЯЯ ДЛИННОПОЛАЯ ОДЕЖДА
22:11 07.02.2024 16+
ЕЛЯН - БАШКИРСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ВЕРХНЯЯ ДЛИННОПОЛАЯ ОДЕЖДА
историко-краеведческий музей - филиал музея РБ, в рубрике представляет елян.
Елян (башк. елән) — башкирская национальная верхняя длиннополая одежда с длинными рукавами. Башкирский традиционный костюм елян представляет собой верхнюю длиннополую одежду с подкладом в качестве утеплителя и длинными рукавами. Распространён мужской прямоспинный и женский приталенный, расклешённый елян. В книгах, посвященных декоративному творчеству башкирского народа, истории России представлены иллюстрации с изображением башкир в елянах.
Так, в книге «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» Н. И. Кутепова представлена сцена охоты ловчими птицами с картины Ф. Рубо с башкирскими всадниками в елянах.
Мужские еляны шились из хлопчатобумажных тканей темных красочных расцветок, иногда из бархата, шёлка, белого атласа; одежда отделывалась нашивками на подоле, полах и рукавах красным сукном, украшались аппликацией, вышивкой, красочной тесьмой — позументом. Мужские еляны носились нараспашку, иногда подвязывались поясом (кэмэр), одевались поверх бешмета, казакина.
Женские еляны шились из красочного одноцветного бархата, чёрного сатина, шёлка или сукна. Отделка подола, полы и рукавов проводилась нашивками из красного, зелёного или синего разноцветного сукна, нашивки чередовались с позументом. Еляны украшались солярными узорами, бисером, шумящими украшениями, полудрагоценными камнями. Проживавшие на юго-востоке края башкиры, украшали еляны аппликациями, вышивкой, кораллами, монетами, треугольными цветными нашивками (яурынса), на юго-западе края еляна украшались монетами и позументом в верхней части спинки и талии. Женские еляны также носились нараспашку, застёгивались пряжками из нескольких блях с крючком и петлёй — ҡаптырма. Женские еляны одевались поверх бешмета, казакина, камзола или платья.
По способу отделки еляны различались на:
Уҡалы елән — отделка позументом;
Тәнкәле елән — отделка серебряными монетами;
Көмбәҙле елән — отделка жестяными узорчатыми бляхами;
Соғалы елән – отделка кантовым сукном.
В зависимости от расположения к частям тела человека существовали виды отделок елянов:
Бөйөлдөрөк (бөйөр — почки) — позумент с кистями или монеты, пришитые к костюму по двум сторонам талии;
Елән елкәлеге (елкә — затылок) — серебряная или золотая бахрома на спине еляна;
Йаурынса (йаурын — плечо) — отделка позументом на заплечье еляна.
Отличались способы ношения елянов: мужчины чаще подпоясывали одежду, запахивали левую полу на правую сторону (правый запах), а женщины не подпоясывали одежду.
По еляну и его украшениям можно было судить о состоятельности башкира. Зажиточные башкиры использовали для украшения монеты, золотой и серебряный позумент, более дорогие и добротные ткани, дорогие меха. Иногда от длины рукавов одежды зависела знатность ее носителя.
Престижным было ношение еляна из кармазина (нем. Karmesin от арабского; тонкое добротное сукно красного цвета), который преподносился в качестве подарка батырам, победителям соревнований, как свадебный подарок.
В праздничной украшенной одежде выделялись ее социальные функции. Так у богатых для отделки елянов чаще применяли позумент, а у бедных пришивались разноцветные полоски тканей.
Опубликован в Госкаталоге МФ РФ https://web.goskatalog.ru/gk/#!/object/id=22668314
Экспонируется в постоянной экспозиции в зале «Большой зал этнографии».
Автор статьи: Заведующая #Абзелиловским историко-краеведческим музеем Лутфуллина Рамиля Садыковна.
Автор фотографий: смотритель залов Ильясова Гузель Маратовна.
Список используемой литературы:
1. Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
2. Женская одежда северных башкир // Археология и этнография Башкирии. Т. I. Уфа, 1962.
3. Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. С.И.Руденко Издательство академии наук СССР. Москва-Ленинград, 1955 г.
4. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995.
5. Камалиева А. С. Образ мира в башкирском женском народном костюме //Вестник ВЭГУ №, 2014. С.117-143. Изд.: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Уфа). ISSN: 1998-0078.
#АбзелиловскийИКМ
#МузеиРБ
историко-краеведческий музей - филиал музея РБ, в рубрике представляет елян.
Елян (башк. елән) — башкирская национальная верхняя длиннополая одежда с длинными рукавами. Башкирский традиционный костюм елян представляет собой верхнюю длиннополую одежду с подкладом в качестве утеплителя и длинными рукавами. Распространён мужской прямоспинный и женский приталенный, расклешённый елян. В книгах, посвященных декоративному творчеству башкирского народа, истории России представлены иллюстрации с изображением башкир в елянах.
Так, в книге «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси» Н. И. Кутепова представлена сцена охоты ловчими птицами с картины Ф. Рубо с башкирскими всадниками в елянах.
Мужские еляны шились из хлопчатобумажных тканей темных красочных расцветок, иногда из бархата, шёлка, белого атласа; одежда отделывалась нашивками на подоле, полах и рукавах красным сукном, украшались аппликацией, вышивкой, красочной тесьмой — позументом. Мужские еляны носились нараспашку, иногда подвязывались поясом (кэмэр), одевались поверх бешмета, казакина.
Женские еляны шились из красочного одноцветного бархата, чёрного сатина, шёлка или сукна. Отделка подола, полы и рукавов проводилась нашивками из красного, зелёного или синего разноцветного сукна, нашивки чередовались с позументом. Еляны украшались солярными узорами, бисером, шумящими украшениями, полудрагоценными камнями. Проживавшие на юго-востоке края башкиры, украшали еляны аппликациями, вышивкой, кораллами, монетами, треугольными цветными нашивками (яурынса), на юго-западе края еляна украшались монетами и позументом в верхней части спинки и талии. Женские еляны также носились нараспашку, застёгивались пряжками из нескольких блях с крючком и петлёй — ҡаптырма. Женские еляны одевались поверх бешмета, казакина, камзола или платья.
По способу отделки еляны различались на:
Уҡалы елән — отделка позументом;
Тәнкәле елән — отделка серебряными монетами;
Көмбәҙле елән — отделка жестяными узорчатыми бляхами;
Соғалы елән – отделка кантовым сукном.
В зависимости от расположения к частям тела человека существовали виды отделок елянов:
Бөйөлдөрөк (бөйөр — почки) — позумент с кистями или монеты, пришитые к костюму по двум сторонам талии;
Елән елкәлеге (елкә — затылок) — серебряная или золотая бахрома на спине еляна;
Йаурынса (йаурын — плечо) — отделка позументом на заплечье еляна.
Отличались способы ношения елянов: мужчины чаще подпоясывали одежду, запахивали левую полу на правую сторону (правый запах), а женщины не подпоясывали одежду.
По еляну и его украшениям можно было судить о состоятельности башкира. Зажиточные башкиры использовали для украшения монеты, золотой и серебряный позумент, более дорогие и добротные ткани, дорогие меха. Иногда от длины рукавов одежды зависела знатность ее носителя.
Престижным было ношение еляна из кармазина (нем. Karmesin от арабского; тонкое добротное сукно красного цвета), который преподносился в качестве подарка батырам, победителям соревнований, как свадебный подарок.
В праздничной украшенной одежде выделялись ее социальные функции. Так у богатых для отделки елянов чаще применяли позумент, а у бедных пришивались разноцветные полоски тканей.
Опубликован в Госкаталоге МФ РФ https://web.goskatalog.ru/gk/#!/object/id=22668314
Экспонируется в постоянной экспозиции в зале «Большой зал этнографии».
Автор статьи: Заведующая #Абзелиловским историко-краеведческим музеем Лутфуллина Рамиля Садыковна.
Автор фотографий: смотритель залов Ильясова Гузель Маратовна.
Список используемой литературы:
1. Авижанская С. А., Бикбулатов Н. В., Кузеев Р. Г. Декоративно-прикладное искусство башкир. Уфа, 1964.
2. Женская одежда северных башкир // Археология и этнография Башкирии. Т. I. Уфа, 1962.
3. Руденко С. И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. С.И.Руденко Издательство академии наук СССР. Москва-Ленинград, 1955 г.
4. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. — Уфа: Китап, 1995.
5. Камалиева А. С. Образ мира в башкирском женском народном костюме //Вестник ВЭГУ №, 2014. С.117-143. Изд.: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Уфа). ISSN: 1998-0078.
#АбзелиловскийИКМ
#МузеиРБ
Оставить сообщение: