Рекламный баннер 990x90px bantop

История одного экспоната

05:26 15.10.2024 16+
История одного экспоната.

Безворсовый домотканый ковер (палас) - традиционный предмет в убранстве башкирского дома.

Башкирские ковры были нескольких видов: без ворса и ворсовые. Безворсовые ковры - паласы (буй балас) - изготавливались преимущественно из козьей, реже – овечьей шерсти. Их ткали на специальных станках, не используя гребень.

Шерстяные паласы были неотъемлемым элементом интерьера башкирского жилища: ими покрывали нары, на них принимали гостей. Тканые предметы входили в приданое невесты. На их темном фоне располагались яркие растительные мотивы, ромбы, многоугольники. Определено, что в конце XX - начале XXI в. по большей части производимые паласы используют в качестве украшения интерьера. Аккуратно уложенные на сундук ковры занимают видное место в сельском жилище.

Ткачество - это традиционное занятие башкир, переросшее со временем в кустарный промысел, один из видов декоративно прикладного искусства.Позднее начали применять ручные станки (урынағас, киндер урыны) с горизонтальным положением основы и 2 или более нитченками, которые передвигали при помощи подножек-педалей. Использовали пряжу из овечьей и козьей шерсти, иногда добавляли хлопчатобумажные нитки. Ткали ковры на горизонтальном станке (урын). Изготавливали в основном паласы с полосатым рисунком (балаҫ, буй балаҫ) и килимы с геометрическим или цветочно растительным узором (келәм, аҫалы балаҫ), реже – ворсовые ковры (кейеҙ, келәм).

Традиционные паласы ткали на узко навойном станке узким полотнищем (18 25 см), затем разрезали на отрезки нужной длины и сшивали. Узор на продольно полосатых паласах создавался нитями основы (буй) и состоял из разноцветных гладких или зубчатых лент, цвета повторялись через определенные интервалы. Паласы с продольными полосами преимущественно распространены в Зауралье и на Юге Башкортостана. Узорные паласы ткали более широким полотнищем (40 60 см), кайма выполнялась вместе с основным полем, реже – отдельно; в ковре соединялись 2 3 полосы. Ведущими в создании узора были нити утка. Для каждого цвета имелся свой челнок; в местах соприкосновения элементов узора нить основы обхватывалась с двух сторон.

Для старинных паласов характерно сочетание шерсти естественных цветов: белого, серого, коричневого. Использовали также шерсть красного, жёлтого, зелёного и др. цветов, окрашенную растительными красителями (мареной, серпухой и др.), с 19 в. начали применять анилиновые красители, цветовая гамма стала более яркой. Паласы использовали в традиционном интерьере: ими завешивали стены в юрте или в доме, застилали нары, лавки, пол. Узорные ковры входили в состав приданого. Тканые паласы были распространены в районах, где преобладающую роль в хозяйстве играло овцеводство. Паласы с продольными полосами преимущественно распространены в Зауралье и на Юге Башкортостана. Узор на продольно полосатых паласах создавался нитями основы (буй) и состоял из разноцветных гладких или зубчатых лент, цвета повторялись через определенные интервалы.

По методу изготовления и декорирования полотна выделяют техники ткачества: браную, закладную, многоремизную, изготовление пестряди.

Умение создавать множество вариантов полосатого орнамента той или иной эмоциональной окраски, при сравнительно небольшом наборе крашеной пряжи и ограниченных орнаментальных возможностях - редкое искусство, достигшее наивысшего уровня в творчестве юго-восточных ткачих.

Домотканый палас из цветной овечьей шерсти представлен в экспозиции Абзелиловского историко-краеведческого музея – филиала Национального музея Республики Башкортостан под учетным обозначением ОФ 73. В фонды музея был принят от Булатовой Ф. из с. Аскарово Абзелиловского района в 1991 году.

Представленный палас изготовлен в начале 20-го века. Размер 165х110 см.

Экспонат зарегистрирован в Госкаталоге МФ РФ https://web.goskatalog.ru/gk/#!/object/id=7950860

Палас представлен в постоянной экспозиции зала «Большой зал этнографии».

Использованные материалы:

-Шитова С.Н. Народное искусство: войлоки, ковры и ткани у южных башкир: этнографические очерки. Уфа, 2006.

- С.И. Руденко Башкиры. Историко-этнографические очерки. Издательство Академии наук СССР Москва-ленинград,1955г.-392 с.

-А.Г.Янбухтина. Декоративное искусство Башкортостана. ХХ век.Уфа:Китап, 2006,220 с.

Автор статьи: научный сотрудник музея Бисенгулова Лейсан Исламовна.

Автор фотографий: Ильясова Г.М.



1018

Оставить сообщение:

АРХИВ ВЫПУСКОВ
Рекламный баннер 300x250px 300na250
МЫ В СОЦСЕТЯХ
Рекламный баннер 300x600px 300na600
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ